Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Iyul 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
13.03.2020

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Цель осуществляемых в Республике Узбекистан преобразований сос­тоит в том, чтобы  создать необходимые условия  для устойчивого социально-экономического и духовного развития  общества. А для  этого необходимо дать качественное образование  и воспитать духовность в будущих гражданах.

Вопросы нравственного воспитания  всегда  были  актуальны, ведь духовное  начало в человеке  проявляется  благодаря  его вливанию в культурное  наследие  своего народа  и культурную традицию, которую он осваивает посредством  процессов  образования, воспитания и  профессиональной  деятельности  на протяжении всей  жизни.

На современном  этапе в научный обиход вошло понятие  «социальное  воспитание», которое  осуществляется в зависимости от потребностей общества. В широком  смысле  слова  «социальное  воспитание» включает в себя  все  виды  воспитания – нравственное, трудовое, физическое и т. д. Главная  задача социального воспитания – формирование  человека, который  готов к выполнению общественных функций гражданина.

К сожалению, на сегодняшний  день мы часто наблюдаем  дисгармонию социальных отношений и ценностных приоритетов. В такой  ситуации необходимо определить основы  восстановления нравственных сил общества и приложения усилий  к этически выверенным ориентирам воспитания.

Личности родителей, воспитателей, учителей, их нравственная, речевая  и поведенческая  культура также влияют на формирование  ценностных ориентаций будущих поколений. Здесь хотелось бы  привести  в качестве  примера  знаменитого швейцарского педагога Иоганна  Генриха Песталоцци, который, по словам  его биографа, «был добр до самозабвения». Целью социального воспитания, по мнению Песталоцци, является  развитие способностей  человека в соответствии с  законами природы, т.е. когда «сердце хочет верить и любить, а ум – мыслить». В связи с этим весь процесс воспитания молодого поколения должен быть построен на возрождении простых человеческих чувств – любви и милосердия.

Одним  из аспектов  социального воспитания  является  воспитание  экологическое. Социально-экологическое  воспитание  предполагает целенаправленный процесс обучения и воспитания  личности, подготовленной  к установлению оптимальных взаимосвязей с природной  средой.

Сложность и серьезность современной  ситуации развития  определяется  не только ухудшением  природы, экономики и других сфер общественной жизни, но и кризисным  состоянием  самого человека, обусловленным  веками сложившимся  образом  жизни, потребностями, поведением. Поэтому возникает необходимость в преобразовании личности, переориентации ее на разумное  взаимодействие  с окружающей  средой, формирование  социально-экологической  культуры человечества.

Начинать социально-экологическое  воспитание необходимо в самом раннем возрасте – в младших группах дошкольных образовательных учреждений. Ведь любовь и милосердие к окружающему миру, бережное  отношение  ко всему живому  формируются  благодаря  упражнениям в правильных поступках и действиях. Для  этого следует (исходя из современного опыта Германии, Дании, Японии) в государственных и частных детских садах Узбекистана ввести  программу  «экологический  детский  сад». В соответствии с ней детей с малых лет учат жить в гармонии с природой: помогают выбирать одежду из натурального сырья, а еду – без химических добавок, приучают сортировать мусор, объясняют и показывают, как ухаживать за растениями и животными из живых уголков, учат наблюдать за окружающим  миром. Суть данной  программы – формирование  основ правильного образа жизни, практичность, экономичность, экологичность и бережное  отношение  к природе.

Примечательно, что экологическое  воспитание  детей дошкольного возраста  способствует самообразованию их родителей, поскольку активный  интерес  к внедрению подобных программ появился  только сейчас, и большинство мам и пап четко не представляют себе  сути  эковоспитания. Расширение знаний малыша  о природе и возникновение  у него различных вопросов стимулируют родителей к пополнению знаний об окружающем мире.

Получается, что дошкольное  экологическое  воспитание  косвенно влияет на формирование соответствующего сознания  и у детей, и у взрослых. В таком  случае  роли в семье  на некоторое время могут меняться, давая ребенку возможность продемонстрировать свою наблюдательность, научить родных чему-то новому и лучше  закрепить пройденный  материал.

Экологическое воспитание дошкольников – первая  ступенька  длинного и трудного пути. Оно должно предупредить дальнейшее разрушение  планеты, на которой  мы живем.

Елена БАБЕНКО,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: