Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Aprel 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
06.03.2020

ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНА – ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН УЗБЕКИСТАНА

Реальным показателем последовательного осуществления задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017– 2021 годах, является   постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обес­печению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе» от 13 декабря 2019 года.

Согласно указанному постановлению, в Узбекистане с 1 апреля 2020 года устанавливается внедрение обязательного порядка видеосъемки действий по задержанию лица, подозреваемого в совершении правонарушения (преступления), разъяснения ему процессуальных прав и условий участия защитника.  На сотрудников правоохранительных органов после задержания ими лица возлагается обязанность по незамедлительному уведомлению о его задержании и месте задержания кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии – иных родственников и близких лиц.

Кроме того, начиная с 1 июля 2020 года, устанавливается обязательное внесение в единую систему электронного учета фактов применения процессуальных принудительных мер, ограничивающих права лица, в том числе фактов его задержания. Таким образом, аудиовизуальное документирование факта и процесса задержания лица позволит локализовать возможные нарушения установленного порядка задержания и исключить либо снизить вероятность злоупотребления своими полномочиями должностных лиц, и тем самым гарантировать обеспечение прав задержанного.

В данном постановлении содержится указание соответствующим структурам в срок до 1 мая 2020 года разработать проекты законов, регламентирующие непосредственное обжалование в суд заинтересованными лицами решений прокурора, дознавателя или следователя о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, назначении ревизии, приостановлении дознания или предварительного следствия и прекращении уголовного дела.

Отдельным положением в постановлении закрепляется требование об усилении ответственности по фактам вмешательства в разрешение судебных дел, в том числе воздействия на судью с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, вынесения несправедливого приговора, решения, определения или постановления. Особая значимость данного положения заключается не только в необходимости предупреждения и строгого пресечения имеющих место в последнее время многочисленных случаев оказания неправомерного воздействия на судей различных уровней с целью вмешательства в их деятельность со стороны некоторых высокопоставленных должностных лиц, занимающих различные посты в представительных, административно-управленческих и правоохранительных органах, руководителей коммерческих и финансовых структур, представителей негосударственных организаций и объединений, но и в предотвращении возможности негативного влияния на реализацию в Узбекистане одного из основополагающих конституционных начал –  демократического принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, в совокупности образующих систему государственной власти.

В постановлении также содержится указание соответствующим профильным государственным структурам до 1 июня 2020 года разработать проекты законов «О телерадиовещании» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», которые должны содержать меры по обеспечению свободы деятельности СМИ и использованию информации, усилению гарантий их защиты от незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц, определению профессиональных обязательств журналистов.

Кроме того, в постановлении также содержится указание разработать и утвердить до 1 марта 2020 года Программу комплексных мер по обеспечению открытости деятельности всех государственных органов и организаций, поднятию на новый уровень  взаимосвязи с общественностью, в частности со СМИ.

Особое внимание в постановлении уделено совершенствованию механизмов общественных ведомств, предусматривающих эффективное сотрудничество в данной сфере с институтами гражданского общества при Президенте Респуб­лики Узбекистан. Совместно с Центром развития гражданского общества и Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана до 1 марта 2020 года поручено разработать комплексную программу по созданию действенной и современной системы общественного контроля в разрезе каждой сферы и отрасли.

В постановлении содержится поручение Национальному центру по правам человека Республики Узбекистан в ходе широкого обсуждения с участием международных организаций, общественности, специалистов и экспертов в данной области до 1 мая 2020 года разработать проект Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, предусматривающий обеспечение исполнения международных обязательств Узбекистана в этой области, совершенствование механизмов мониторинга за соблюдением прав и свобод граждан, создание надежной системы мер по их  защите, повышение эффективности механизмов и порядка имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека в отечественное законодательство и правоприменительную практику, расширение сотрудничества с национальными институтами зарубежных стран в данной сфере и другие положения.

Одновременно постановлением предусматривается подготовка проекта акта Президента Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры и коренному повышению статуса адвокатов, предполагающего утверждение Концепции развития института адвокатуры, дальнейшее повышение роли и значения Палаты адвокатов, пересмотр механизма привлечения к участию в уголовном процессе адвокатов за счет государства, установление дополнительных льгот для адвокатов.

Таким образом данное постановление, нормативно закрепляя рекомендации авторитетных международных организаций, наглядно демонстрирует стремление Узбекис­тана реализовывать в своем законодательстве и правоприменительной практике основополагающие международные стандарты уголовного судопроизводства, особенно в части развития институтов гражданского общества, усиления общественного конт­роля за деятельностью государственных структур, объективного освещения в СМИ событий и явлений, происходящих в стране, обеспечения гарантий конституционных прав и свобод человека.

Дилдора БАЗАРОВА,

профессор Ташкентского государственного юридического университета.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: