Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Mart 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
15.11.2019

ПРИ УТВЕРЖДЕНИИ БЮДЖЕТА НЕ БУДЕТ МЕСТА БЮРОКРАТИИ

В эти дни в нижней палате парламента горячо обсуждается проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год». Комитет по бюджету и экономическим реформам является ответственным  за разработку данного законопроекта. В целях его совершенствования были привлечены специалисты Управления Государственного бюджета при нижней палате парламента. Этот вопрос был всесторонне рассмотрен и на заседании фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса.

Необходимо отметить, что в истории нашего парламента впервые принятие Государственного бюджета подкрепляется отдельным законом. В этой связи депутаты принимали активное участие в процессе разработки данного проекта закона, направленного на дальнейшее повышение бюджетной ответственности секторов государственного управления всех уровней, а также укрепление бюджетной исполнительской дисциплины.

В соответствии с постановлением главы нашего государства «О мерах по обес­печению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе» определен новый порядок установления парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств. Эта система предусматривает принятие закона о Государственном бюджете на 2020 год, который будет контролироваться народными представителями.

Абдугаффор КИРГИЗБАЕВ, член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса:

– Целью настоящего закона является утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан отчислений Государственного бюджета Республики Узбекистан, регулирование отношений между бюджетным процессом и бюджетами всех уровней, а также предоставление сведений о макроэкономических прогнозах развития, ставших основой в подготовке консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2020 год.

Республиканский бюджет будет утверждаться Олий Мажлисом, а местные бюджеты – местными Кенгашами народных депутатов. Кроме того, статьи расходов будут утверждаться не по сферам, а в разрезе министерств и ведомств. Помимо повышения независимости ведомств, усиливается их ответственность за эффективность расходов.

В случае невыполнения прогноза доходов бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан по итогам девяти месяцев и отсутствия оснований по их поступлению до конца текущего финансового года осуществляется сокращение расходов республиканского бюджета Республики Узбекистан: в пределах трех процентов от утвержденных парамет­ров – на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан по согласованию с Администрацией ­Президента Республики Узбекистан; сверх трех процентов от утвержденных параметров – утверждается палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Принятие решений о сокращении расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов осуществляется соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов. Это означает, что мы должны еще более серьезно и ответственно подходить к этому вопросу. Потому что раньше мы принимали только Государственный бюджет, а местные Кенгаши принимали свои бюджеты на основе цифр, предоставленных республикой.

Обсуждаемым законопроектом пре­дусматривается утверждение Олий Мажлисом бюджетов министерств и ведомств республики, а местными Кенгашами будут определяться доходы местных бюджетов по видам налогов и расходов самостоятельно в разрезе бюджетных организаций. Это, в свою очередь, послужит обеспечению парламентского контроля за результативностью бюджетных средств, выделенных министерствам и ведомствам республики. Также благодаря этому местные Кенгаши добьются настоящей самостоятельности в принятии своих бюджетов.

Кахрамон МИРЗАЕВ, член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса:

– Еще один важный аспект проекта закона в том, что меры, определенные в нем, будут служить повышению ответственности участников бюджетного процесса и распорядителей бюджетных средств, обеспечению стабильности Государственного бюджета. Вместе с тем в целях повышения финансовой грамотности населения, обеспечения прозрачности бюджетного процесса в проекте закона приводится отдельная глава, определяющая механизм размещения отчетов всех участников бюджетного процесса касательно использования средств, а также перечня налоговых и таможенных льгот.

Проще говоря, принятие закона послужит исключению повторного утверждения Олий Мажлисом Республики Узбекистан и местными Кенгашами народных депутатов расходов Государственного бюджета по видам налогов в разрезе сфер.

Необходимо признать, что до сих пор местные хокимияты не имели никаких полномочий при принятии своих бюджетов. Даже зная то, что для одной сферы выделяемые средства будут излишними, а развитие какой-либо другой, напротив, очень нуждается в этих средствах, они были вынуждены молчать. Если и высказывались разные мнения, предложения, в реальности они не могли изменить утвержденные «сверху» цифры. Согласно предлагаемому проекту закона наряду с расширением полномочий каждого государственного органа будет обеспечена самостоятельность местных Кенгашей в принятии местных бюджетов.

С учетом этих больших изменений на членов парламента и депутатов местных Кенгашей возлагается большая ответственность. Если впредь мы не будем относиться с большими знаниями, опытом и требовательностью к вопросу принятия республиканского и местных бюджетов на основе нового подхода, то этот закон будет оставаться лишь на бумаге. При рациональном распределении средств, предусмотренных в каждом пункте Государственного бюджета, от нас, депутатов, требуется принять во внимание проблемы, поднятые во время встреч с населением, результаты изучений, поступившие предложения, требования и пожелания.

Члены нашей фракции дали свои предложения по проекту данного закона, исходя прежде всего из интересов электората нашей партии. Учитывая важность и актуальность этого вопроса, мы выступили в поддержку соответствующего законопроекта в первом чтении.

В ходе заседания по данному проекту закона состоялись прения. Депутаты, ответственные работники Центрального Совета НДП Узбекистана и Ташкентского городского совета партии имели возможность обратиться к специалистам с интересующими их вопросами.

 

Зилола УБАЙДУЛЛАЕВА,

корр. «Узбекистон овози».


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: